Наши представительства: Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону
1 | USD = | 104.236 | руб. |
1 | EUR = | 110.204 | руб. |
28 ноября 2013 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел в Санкт-Петербурге выездное заседание Коллегии ФТС России, где были рассмотрены вопросы совершенствования таможенных операций в морских пунктах пропуска и таможенного оформления товаров.
Проводимая ФТС России работа по сокращению сроков проведения таможенных операций в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, по совершенствованию их функционирования и обустройства преследует стратегические цели – повышение конкурентоспособности наших портов и интеграцию транспортной системы Российской Федерации. Оптимизация времени нахождения товаров и транспортных средств в портах является предметом постоянного обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы Минтранса России и ФТС России по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок, заседания которой проходят ежеквартально.
Сейчас установлено 63 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских портах: на Северо-Западе – 14, на Юге России и Северном Кавказе – 16, в Сибири – 1, на Дальнем Востоке – 32. Их роль для внешнеторгового оборота возрастет к 2020 году в связи с увеличением международных морских перевозок. При этом наибольшие темпы прироста (78-106%) ожидаются для балтийских и тихоокеанских портов. Через порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Туапсе, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Владивосток, Корсаков, Ванино, Восточный, Находка будет проходить более 10 миллионов тонн грузов в год.
Морские пункты пропуска обеспечивают внешнеторговый оборот России, служат важной частью национальных международных транспортных коммуникаций и международных транспортных коридоров. При этом технологические процессы обработки грузов в портах характеризуются множественностью операций и большим количеством участников.
С таможенными органами в портах взаимодействует широкий круг лиц: государственные контрольные органы (ГКО), участники ВЭД (импортеры, экспортеры), перевозчики, экспедиторы, стивидоры, агенты, администрация порта, железнодорожные предприятия, иные лица. Важно создать в морском порту единое информационное пространство, которое позволит аккумулировать информацию из разных источников. Для решения этой задачи в феврале 2013 года ФТС России заключила контракт на выполнение научно-исследовательской работы (НИР «Морской порт»).
С января 2013 года на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни проводится эксперимент, нацеленный на оптимизацию таможенных операций и сокращение сроков нахождения на территории порта подконтрольных таможенному органу товаров. Он проводится в рамках дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Площадкой для него выбран крупнейший в регионе морской контейнерный терминал площадью 72 га и пропускной способностью 550 000 TEU.
Эксперимент показал, что большая часть времени нахождения товаров в порту (91%) приходится на этапы до и после декларирования («до и после таможни»). Продолжительность этих стадий, прежде всего, зависит от действий экспедиторов, декларантов, терминала, перевозчиков, осуществляющих ввоз товаров в порт и вывоз контейнеров из порта. Для сокращения временного интервала, зависящего от действий таможенного поста, в рамках эксперимента предпринят ряд технологических решений, налажено предварительное информирование, согласованы действия участников процесса. Результатом проведенных мероприятий стало сокращение срока нахождения товаров в порту: по состоянию на октябрь этого года он сократился на 6 дней.
Эксперимент также показал, что одним из направлений сокращения сроков проведения таможенных операций в морском порту является расширение предварительного информирования. Наличие предварительной информации позволяет таможенном органу принимать решения о документальном контроле судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товара, до прибытия судна определять необходимость проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, и определять товары, подлежащие таможенному осмотру с применением МИДК. Уже на момент прибытия товаров в порт проверка данных уже проведена и в отношении них может приниматься решение о выпуске, если они не подлежат фактическому контролю (не признаны «рисковыми поставками»). Пока предварительная информация представляется в объеме коносамента. С учетом перспектив возложения на таможенные органы функций по осуществлению иных видов государственного контроля, ее объем должен будет стать шире, а ее предоставление должно будет стать обязательным.
ИСТОЧНИК: ФТС РОССИИ www.customs.ru