Наши представительства: Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону
1 | USD = | 99.4215 | руб. |
1 | EUR = | 106.304 | руб. |
Ситуация на российском рынке автоперевозок по итогам 2015 года оказалась не из простых. Как показали результаты за 11 месяцев года, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го грузооборот автотранспорта сократился на 6%, составив 211 млрд т/км. В минусе и объемы грузоперевозок — падение составило 7,6%. Окончательные итоги, с учетом показателей декабря, пока не подведены, однако эксперты полагают, что результаты по последнему месяцу года не повлияют на общие итоги.
Аналитики называют три основные причины спада. Первая, безусловно, запрет на импорт продуктов, а также ряда промышленных товаров из США и ЕС в рамках санкций и антисанкций. Так, по данным финской компании Valio, объемы молочной продукции, импортируемой в РФ, сократились на 85% по результатам 1 полугодия 2015 в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Чувствительней всего «политика» обходится рынку международных перевозок. В 1 квартале 2015 года объем международных автоперевозок импортных грузов из ЕС сократился на 50% (данные IRU), общая цифра спада составила 40%. К концу года ситуация несколько выровнялась и по итогам 2015-го (не считая декабрь) минус составил около 30%.
Второй причиной, негативно повлиявшей на объемы международных автоперевозок, аналитики считают действия российских таможенных органов. В 2013 году ФТС ограничила область использования процедур пропуска грузового автотранспорта, которые действовали на территории РФ согласно конвенции МДП. На практике, по словам экспертов, применение книжек МДП ограничилось довольно узким коридором пропускных пунктов на территории Северо-Западного федерального округа, что, в конечном итоге, привело к ухудшению условий для международного транзита автотранспорта. Однако к концу 2015 г. ситуацию таможенники попытались исправить ситуацию, издав приказ об открытии новых 45 пропускных пунктов с применением книжек МДП на границе с Финляндией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной, Польшей, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Монголией.
Третьей причиной, ставшей уже притчей во языцех, стало введение системы «Платон», связанной с введением дорожных сборов для большегрузов, перемещающихся по федеральным трассам. Введение нового налога ударило по автомобильным перевозкам грузов по России: уже в ноябре 2015-го грузооборот снизился на 7,6%, что связывают с внедрением данных дорожных сборов, ситуация по декабрю сказалась на объемах также не лучшим образом.
Подытоживая, аналитики указывают, что основной процент спада грузооборота в конце 2015 года приходится именно на дальние маршруты. Вместе с тем, такая ситуация подстегнула интерес ряда предприятий к перевозкам грузов железной дорогой.