Виды грузовых ж/д вагонов
			
            Вагон представляет собой единицу подвижного состава железных дорог, предназначенную для транспортировки пассажиров или грузов и оборудованную всеми необходимыми устройствами для надежной транспортировки.
В зависимости от назначения и определенных характеристик все вагоны подразделяются по ряду показателей, а именно:
- грузоподъемность, то есть максимально допустимая к транспортировке на данном вагоне масса груза
 
- количество осей: четырехосные, грузоподъемность которых находится в пределах 68-71 тонны, и восьмиосные, грузоподъемность которых достигает 120-132 тонны.
 
- универсальность использования: универсальные, предназначенные для транспортировки широкого спектра грузов,  и специализированные, предназначенные для транспортировки определенного типа грузов.
 
Основными показателями, которые могут характеризовать возможности использования железнодорожных грузовых вагонов, являются:
- объем кузова,
 
- грузоподъемность,
 
- число осей,
 
- площадь пола,
 
- максимально допустимая скорость его движения.
 
Основные типы железнодорожных грузовых вагонов и их характеристики:
Крытый вагон

 
| Назначение | 
Обеспечение сохранности груза, защита от кражи и механических повреждений. | 
| Груз | 
Тарно-штучный | 
| Универсальность | 
Универсальные | Предназначены для транспортировки тарно-штучных, тарно-упаковочных, сыпучих грузов. Благодаря специализированным приспособлениям могут быть использованы для перевозки людей. | 
| Специализированные | Предназначены для транспортировки птицы, скота, легковых автомобилей, стали в рулонах и пачках, бумаги в рулонах и других грузов | 
| Тип вагона | 
Грузоподъемность, тонн | 
Объем внутренний, м3 | 
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм | 
Размер дверного проема, мм | 
| Вагон 11-066 | 
66 | 
86,4 | 
13800х2760х2790 | 
2000х2230 | 
| Вагон 11-217 | 
68 | 
104 | 
13840х2760х2740 | 
2340х3800 | 
| Вагон 11-260 | 
68 | 
138 | 
16800х2770х3050 | 
2720х3970 | 
| Вагон 11-264 | 
68 | 
81 | 
13080х2760х2790 | 
2340х3790 | 
| Вагон 11-270 | 
68 | 
104 | 
13840х2760х2790 | 
2340х3790 | 
| Вагон 11-280 | 
68 | 
138 | 
15720х2770х2800 | 
2340х3800 | 
| Вагон 11-286 | 
68 | 
138 | 
15720х2770х2800 | 
2340х3800 | 
| Вагон11-К001 | 
68 | 
138 | 
13840х2790х2800 | 
2000х2300 | 
| Вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 
42 | 
265 | 
23300х3100х3670 | 
2000х2300 | 
К классу крытых вагонов также относятся:
| Тип вагона | 
Основные характеристики | 
Вагоны – рефрижераторы 
 
 | 
Основное назначение – транспортировка скоропортящихся грузов при использовании специализированного оборудования для поддержания определенных температурных условий.
Грузоподъемность: от 25 до 40 тонн | 
Вагоны – термосы
 
 | 
Основное назначение – транспортировка термически подготовленных скоропортящихся грузов. 
Основное отличие от вагонов-рефрижераторов – отсутствие специализированного оборудования, а поддержание температурного режима обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке. Имеют ограничения по срокам и дальностям транспортировки грузов.  | 
Вагоны – ледники 
 
 | 
Основное назначение – транспортировка скоропортящихся грузов при использовании сменного хладагента.  | 
Полувагон
| Назначение | 
Транспортировка грузов, не требующих защиты от атмосферных режимов | 
| Груз | 
Навалочные, насыпные грузы | 
| Универсальность | 
Универсальные | При наличии разгрузочных люков в полу и открывающимися внутрь вагона дверями | 
| Специализированные | Без люка и дверей, только для транспортировки насыпных грузов | 
| Тип вагона | 
Грузоподъемность, тонн | 
Объем внутренний, м3 | 
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм | 
Ширина двери, мм | 
| Полувагон 12-1000 | 69 | 73 | 12120х2880х2730  | 2530 | 
| Полувагон 12-127 | 70 | 138 | 12700х2880х2000 | - | 
| Полувагон 12-1505 | 69 | 76 | 12700х2870х2000 | 2530 | 
| Полувагон 12-508 | 125 | 137,5 | 18760х2790х2450 | 2450 | 
| Полувагон 12-П152 | 94 | 106 | 14580х2900х2360 | 2520 | 
| Полувагон 12-П153 | 63 | 64 | 12000х2850х1880 | 2600 | 
| Полувагон 12-726 | 62 | 73 | 12100х2880х2730 | 2530 | 
| Полувагон 12-753 | 69 | 73 | 12330х2880х2730 | 2530 | 
| Полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 | 73 | 12330х2880х2730 | 2530 | 
Транспортеры

 
| Назначение | 
Транспортировка сверхнегабаритного груза | 
| Тип транспортера | 
Особенности | 
| Площадные | 
Имеют главную несущую балку, в нижней части которой располагается погрузочная площадка. Грузоподъемность – от 66 до 220 тонн, в зависимости от длины погрузочной площадки, количества осей и высоты погрузочной площадки от рельсов. Бывают 4, 8 и 16 осные грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200 и 220 тонн. | 
| Платформенные | 
Бывают 4, 6 и 8 осные грузоподъемностью 64, 92, 110 и 120 тонн. | 
| Колодцевые, или колодцеобразные | 
Предназначены для грузов круглой и/или квадратной формы. В нижней части ниши, так называемого, «колодца», располагаются балки для крепления грузов. Бывают 4, 6, 8 осные грузоподъемностью 53, 61, 80 и 110 тонн. | 
| Сцепные | 
Секции транспортера соединены автосцепками без поглощающих аппаратов. Бывают 12, 16 и 32 осными грузоподъемностью 120, 240 и 480 тонн соответственно.  | 
| Сочлененные | 
Груз располагается между двумя секциями, консолями, на балках, присоединенных с помощью пружин. Оснащены системой гидравлических подъемников. Бывают 16, 20 и 28 осными грузоподъемностью 220, 300, 400-500 тонн соответственно.  | 
Цистерны
| Назначение | 
Предназначены для транспортировки наливных грузов | 
| Особенности | 
Различают цистерны как общего назначения – для транспортировки нефтепродуктов, так и специализированные – для транспортировки определенных типов наливных грузов. Бывают 4 и 8 осными, грузоподъемность 60, 120 и 125 тонн.  | 
Думпкар
| Назначение | 
Предназначены для транспортировки насыпных грузов | 
| Особенности | 
В отличие от других вагонов, имеет кузов, наклоняющийся при разгрузке, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Бывают 4, 6, 8 осными грузоподъемностью 60-65, 100-105 и 145 тонн соответственно. По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой. | 
Хоппер
| Назначение | 
Предназначены для транспортировки насыпных и навалочных грузов | 
| Особенности | 
Саморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается. Бывают открытые и закрытые.  | 
Вагон-автомобилевоз
| Назначение | 
Предназначены для транспортировки легковых автомобилей, микроавтобусов, автомобильных прицепов и другой колесной техники. | 
| Особенности | 
Бывают крытые, защищающие груз от внешнего воздействия,  и открытые, не защищают груз от внешнего воздействия. 
 |